О новом законопроекте о правах потребителей, предложенном Роспотребнадзором
Роспотребнадзор подготовил хороший подарок россиянам к Всемирному дню прав потребителей 15 марта, представив для публичного обсуждения законопроект о внесении многих важных для них новаций в закон «О защите прав потребителей» и ряд других законов. Стоит отметить, что системное обновление этого закона, едва ли не самого популярного и востребованного в российском законодательстве, назрело давно. Принятый в 1992 году, он основательно правился в 1996, 1999, 2004 и 2007 годах, но после этого проводились скорее точечные корректировки. Последние - в 2018 году, когда в него были включены нормы об агрегаторах предложений товаров и услуг – цифровых торговых площадках (маркет-плейсах), и в 2019, когда были уточнены требования к институтам и способам защиты прав потребителей. Новый же законопроект предлагает ответы на наиболее болезненные для потребителей вопросы, созревшие в правоприменительной практике.
Во-первых, это касается существующих правовых коллизий, когда отраслевыми законами установлены нормы, ущемляющие интересы потребителей по сравнению с общими нормами главного «потребительского» закона. Хотя еще в 1996 г. законом о введении в действие части второй ГК РФ было установлено, что «в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителям Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами», с тех пор появилось немало законов, регулирующих отношения в жилищной сфере, на транспорте, в области связи и др., которые прямо ограничивали права потребителей соответствующих услуг, предоставленные им законом о защите прав потребителей. Это относится и к ряду положений ГК РФ. Проект предлагает положить конец таким коллизиям, установив, что положения иных законов могут включать дополнительные гарантии прав потребителей, но никак не умалять их. Если же это уже случилось, такие нормы не подлежат применению.
Не ограничиваясь этим общим положением, законопроект предлагает вполне конкретные поправки в ГК РФ, Воздушный кодекс и закон об участии в долевом строительстве, которыми ограничивается применение ряда общих норм этих законов к отношениям с участием потребителей. Это, в частности, касается статьи 333 ГК, наделяющей суд правом уменьшить законную неустойку, если он сочтет ее размер явно не соразмерным последствиям нарушения обязательства должником. Российские суды в делах по искам потребителей используют это право весьма часто, несмотря на прямое указание Верховного Суда о его использовании только в исключительных случаях. Предлагается решить этот вопрос радикально, исключив потребителей из-под юрисдикции этой нормы. А также ограничить закрепленное в статье 421 ГК право использовать в договорах с потребителями условия, предусмотренные диспозитивными нормами (то есть позволяющими «по усмотрению сторон» устанавливать иные законные условия) требованием о том, чтобы при этом исключалось ухудшение положения потребителя.
Во-вторых, предлагается блок поправок, существенно повышающих полезность для потребителей таких категорий как срок службы и гарантийный срок. В частности, исключить ситуации, когда товары длительного пользования и результаты заказанных потребителями работ не имеют установленного их изготовителем или исполнителем срока службы – периода, в течение которого эти лица несут ответственность за возможность безопасного использования своего продукта. Сейчас закон обязывает их устанавливать такой срок в тех случаях, когда со временем его использование может представить опасность для потребителя и других людей. Но к какой именно продукции это относится, законодательно не определено. Поэтому, например, выбирая квартиру в многоквартирном доме, потребитель может сравнить похожие предложения по цене за метр, но не знает, на сколько лет безопасного использования рассчитан тот или иной дом. После принятия предлагаемого проекта правительство определит перечень таких товаров и работ, для которых обязательно установление срока службы, и минимальную величину таких сроков. Одновременно предлагается норма, запрещающая устанавливать на новые, более продвинутые модели срок службы меньше, чем у модели предыдущего поколения. Это нужно, чтобы оградить потребителей от понуждения их большими корпорациями чаще обновлять модели своей технической продукции путем сознательного ограничения фактического срока их службы.
В-третьих, потребителям будет весьма полезен предлагаемый пересмотр норм о гарантийных сроках. Поскольку на изготовителей и исполнителей работ и услуг законом не возложена обязанность их устанавливать, они нередко эти сроки и не устанавливают или устанавливают в символическом размере (две недели, месяц). К сожалению, потребители зачастую обращают внимание на эту характеристику только когда проявился недостаток и выясняется, что обязанность доказывать, что он возник по вине изготовителя или исполнителя, а не по его собственной, лежит на нем. Законопроект запрещает устанавливать гарантийный срок короче года, а если он не установлен, изготовителю или исполнителю все равно придется в течение года отвечать за выявившиеся недостатки, если не докажет, что они появились по вине потребителя.
В-четвертых, для подавляющего большинства потребителей будет удобно получать информацию об электронных контактах продавца или исполнителя и об адресе для направления им претензий, предоставлять которую их также предлагает обязать законопроект.
В-пятых, нельзя не отметить и нормы, предложенные в качестве преграды для жуликов, пытающихся использовать предоставленные потребителю права для неправомерного взыскания в судах штрафов за отказ предпринимателя от добровольного удовлетворения законных требований потребителя. Как правило, это недобросовестные юристы, предлагающие обратившемуся к ним потребителю вместо того, чтобы предъявить продавцу или исполнителю претензию и продемонстрировать ему выявленные недостатки товара или услуги, сразу подать от его имени судебный иск с требованием, в том числе, взыскать неустойку и штраф в размере половины цены иска, которые в случае выигрыша дела отойдут юристу. А в случае проигрыша потребителя ждут дополнительные убытки, потому что услуги таких юристов недешевы. Предлагаемые новый пункт статьи 13 и дополнение пункта 5 статьи 18 сделают такую практику невозможной.
Порадует предпринимателей и предложение ограничить неустойку за просрочку исполнения ими законных требований потребителей в отношении товаров размером цены товара – сейчас эта неустойка законом не ограничена. Но одновременно предлагается и очень жесткое наказание для тех, кто допустил просрочку свыше 6 месяцев – для них вводится неустойка в пятикратном размере цены товара за каждый месяц просрочки. Хотя связь между этими двумя предлагаемыми нормами не очевидна и требует уточнения, выражаю надежду, что такая санкция в совокупности с запретом судам уменьшать размер законной неустойки побудит предпринимателей более ответственно реагировать на обоснованные претензии потребителей и многократно сократит потребность в судебной защите их прав.
Предлагаются и иные новации, позволяющие надежнее защитить права потребителей и оградить добросовестных предпринимателей от тех, кто злоупотребляет правом. Так что рекомендую всем ознакомиться с этим законопроектом и поделиться своим мнением.