Возьмись за лупу!

Мелкий и не читаемый шрифт, которым пишут состав на продуктах, может стать причиной болезни или отравления Вы думаете, нужно постараться, чтобы ваше лицо превратилось в тыкву? Нет, достаточно протереть его влажной салфеткой или пожевать жвачку с компонентами, на которые у вас аллергия. А выяснить, какие компоненты внутри продукта, у вас может и не получиться. Важная информация на упаковках порой написана таким мелким шрифтом, что для прочтения ее нужно отдать в институт нанотехнологий.

Выяснить, насколько доступно доносят потребителям информацию о товарах, мы с экспертами отправились в один из городских магазинов, чтобы провести акцию «операция с лупой».

Внутри уже орудует над полкой со средствами личной гигиены председатель правления Ставропольской краевой общественной организации «Союз защиты прав потребителей и предпринимателей «Общественный контроль» Лейла Сароян. Персонал магазина заметно нервничает, а при виде камеры и журналистов многие, кроме охраны, стараются спрятаться по углам и подсобкам. Охрана же, наоборот, долго ходит по пятам, очевидно опасаясь, что «ушлые журналисты» пользуясь случаем чего-нибудь утащат.

Лейла, тем временем, вооружившись лупой, демонстрирует информацию, написанную на одной из упаковок с влажными салфетками. Вернее, ее формальное присутствие: состав салфеток, изготовитель и прочие важные данные написаны микроскопическимибукваминаразныхязыкахмираводнустрочкубезинтервалов.
- Сегодня мы будем проверять только продукты ежедневного потребления — всякую мелочевку: салфетки, жвачки, шоколад, бутилированую воду, - говорит Лейла. - Часто именно эти товары становятся причиной заболеваний, особенно у детей. Те же влажные салфетки часто пропитаны химическим составом, способным вызвать аллергию и раздражение у ребенка.

Как выяснилось, даже банальная жвачка (вернее, ее компоненты), могут вызвать у человека больного, скажем, фенилкетонурией, не просто аллергию, а поражение нервной системы. Как правило, на жвачке пишут о противопоказании. Но в таком месте и таким шрифтом, что найдет и разглядит только очень дотошный покупатель.

Неужели нет никаких норм или правил, по которым нужно оформлять данные на упаковках, спросите вы, и будете правы. Есть такие правила, замечательные правила, которые называются ГОСТ Р 51074-2003. И гласят они следующее:

«Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям».

Размер не имеет значения


Может быть к каждому прилавку стоит увеличительное стекло привесить? - как бы в шутку продолжает Лейла Сароян. - В одной руке у нее конфетка размером примерно с четверть спичечного коробка, в другой – шоколадка одного из популярнейших российских производителей, размером в две пачки сигарет. На обороте конфетки можно без труда прочитать все необходимые данные. На шоколадке текст опознать нельзя даже с расстояния двух сантиметров, опять же мелкий нечитаемый шрифт на разных языках. Размер упаковки – не оправдание для производителя, - продолжает Лейла, - фирмы, которые ответственно относятся к своей продукции, могут даже на самой маленькой пачке донести всю нужную информацию.

- А кто же ответственный за оформление данных на упаковке: дизайнеры, маркетологи, начальство?

- Даже если дизайнер сделал шрифт не такой, какой нужно, но директор же видит продукцию перед выпуском, - говорит Лейла, - есть же тестовая партия. А если вдруг начальник что-то пропустил, то он тоже ходит по магазинам, видит свою продукцию, видит, что сделано не правильно. Вот на этом месте, - Лэйла показывает на знак «сделано по ГОСТу», растянувшийся на пол упаковки, - можно было бы нормально написать необходимую информацию.

Но ГОСТ, к сожалению, размер шрифта не обозначивает. Вот и пишет производитель, как в школе научили, «писать мелким почерком в тетрадь», вызывая у потребителя желание схавиться за лупу.

Коварная упаковка

Следующим пунктом нашей проверки становятся просроченные продукты. Но за ними мы едем уже в другой супермаркет — не корысти ради, а объективности для. Хотя, выбранный супермаркет уже не раз становился объектом для журналистских репортажей и предписаний от проверяющих органов. Пока едем — гадаем, пустят снимать в магазин или нет. По закону обязаны, хотя и вспоминаются громкие случаи, когда журналисты были биты за съемку в магазинах.

Под прицел камер сразу же попадает прилавок с готовой продукцией: копченые курочки, салатики, нарезки и прочие яства, столь любимые на обед работниками окрестных офисов. Лейла сразу же обращает наше внимание на то, что на упаковках с готовыми блюдами не стоит ни срок годности, не перечень продуктов, из которых они сделаны — опять, нарушение. Казалось, бы, ну салат и в Африке салат — чего там состав писать. Ага, расскажите это человеку с аллергией на рыбу (есть и такая), который, отведав пищи, в состав которого входит не указанная на упаковке рыба, будет потом в реанимации дышать через трубочку, вставленную в прорезь в отекшем горле.

Лейла рассказывает про один из главных способов надувательства покупателей. На продуктах, которые запаковывает сам магазин, как правило ставят не срок годности или хранения, а непосредственно дату упаковки, вводя покупателя в заблуждение. Хитрый ход с датой упаковки, а не сроком годности, работает на отлично. Покупатель видит что продукт запакован «сегодня» и берет, редко задумываясь, что «сегодня» могли запаковать и продукт десятилетней давности.

Для примера решаем посмотреть банку красной икры, как раз в упаковке от самого супермаркета. Вынырнувшая из подсобки продавщица, увидев направленный на нее прицел видеокамеры, пытается юркнуть обратно, но не успевает. Во-первых, Лейла опережает ее требованием подать вон ту баночку икры, а во-вторых, к прилавку подходит очередной администратор — тут уж не убежишь. Девушка явно понимает, что «попала» и подает нам пластиковую коробочку с требуемой икрой.

- Вот, посмотрите, - Лейла показывает пальцем на магазинную этикетку, - дата запаковки есть и вес есть, а срок годности почему-то не поставили, хотя поле для него предусмотрено.

Подошедшая администратор заверяет, что они и сами знают, и уже и директору говорили, но это же специальный аппарат ценники выбивает, а там сроки годности не предусмотрены, а если и предусмотрены, так это же все аппараты перепрограммировать придется, а это такое хлопотное дело.
Законно осведомляемся у продавщицы о сроке годности икорки.

Продавщица исчезает куда-то под прилавок. И не появляется. Через пару минут у меня уже складывается впечатление что у них там под витринами есть специальный люк, через который можно от проверок скрываться. Однако продавщица выныривает обратно с увесистым контейнером икры и демонстрирует этикетку со сроком годности, который еще не истек. Впрочем, доказательств, что икра набрана из этой емкости мы так и не увидели.
Только после того как Лейла произносит заклинание: «Да мы знаем, вы не виноваты», девушки перестают нервничать и, судя по счастливым лицам, уже готовы сдать всех кто виноват в «косяках» магазина. Мы же идем проводить «инспекцию» дальше.

Лейла тем временем рассказывает, что этому магазину уже не раз были направлены предписания устранить те или иные ошибки. Однако дело очень туго сдвигается с места — владелец магазина один из влиятельных в Ставрополе чиновников.

Осматриваем молочную продукцию (как одну из наиболее быстро портящихся). Пусть негодуют хозяева магазинов, но я открою вам одну маленькую «военную тайну»: продукты, которые стоят на самом видном месте, поближе к покупателю, если не просроченные, то с истекающим сроком годности, которые нужно побыстрее продать. Так что не стесняйтесь, покупая еду в магазине, провести на полках «раскопки». Продукция, что посвежее, будет далеко в глубине витрины, подальше от покупательских глаз. В любом магазине. Это не сговор, это — маркетинг.

Поэтому чтобы не купить невзначай просроченные продукты, или продукты с неизвестным составом, воспользуйтесь простым советом, который дала Лейла Сароян:

- Если не можете узнать на упаковке нужную информацию, просто не покупайте продукт. Благо — выбор сейчас огромный. А если люди дружно начнут игнорировать продукцию, которая не дает четкую информацию о составе или сроках годности, тогда производитель может наконец и задумается, что именно он делает не так. 

http://www.stavropolye.tv/videoarchiv/eventsofweek/view/43193