Проблемы граждан по заключению полисов ОСАГО
20 июня 2016 года совместно с РШ ОНФ в СК состоялось заседание круглого стола на тему нарушений прав потребителей, с которыми сталкиваются жители Ставропольского края при оформлении полисов ОСАГО (потребители).
На сегодня по заверениям страховщиков и курирующих госорганов, условия заключения полисов ОСАГО «улучшается» год от года. Однако, по официальной статистике Банка России, 77% жалоб приходится именно на страховые компании с систематическими нарушениями прав потребителей данных финансовых услуг. Это самый проблемный сектор страхования, которому, по идее, следует уделить должное внимание. Основные тенденции нарушений прав потребителей финансовых услуг, характерные для большинства регионов:
• Навязывание дополнительного страхования и услуг, в том числе отказ в страховании ОСАГО при нежелании автовладельца оплачивать дополнительные услуги;
• Отказы из-за отсутствия бланков (или из-за технических проблем);
• Преимущественная продажа для тех, кто ранее был застрахован у данного страховщика; а также для тех, кто готов оплатить дополнительные услуги;
• Непредставление информации о КБМ (или некорректный расчет КБМ);
• Отказы для автомобилей определенного года выпуска, определенной мощности; отказы для автовладельцев определенной возрастной категории; отказы оформлять полис «с ограничением»;
• Длительные очереди (от нескольких дней до нескольких месяцев).
Система, которая должна была обеспечить беспроблемную жизнь на дорогах, обернулась для автомобилистов лишь головной болью и дополнительным налогом для автомобилистов.
Для того, чтобы как то внести ясность и порядок, введены новые принципы регулирования на страховом рынке у жителей России, у которых отныне есть возможность в течение пяти дней отказаться от навязанного банком или страховой компанией полиса и вернуть назад свои деньги. Такое право гражданам дает так называемый "период охлаждения", вступивший в силу 1 июня т.г.
Если человек отказался от страховки в отведенный для этого пятидневный срок и при этом договор еще не успел вступить в силу, он имеет право потребовать возврата всей суммы, заплаченной за страховку. Если же гражданин решил расторгнуть договор уже после начала действия страховки, но опять же успел сделать это в пятидневный срок, страховщик будет вправе удержать часть страховой премии, то есть некоторый процент заплаченной клиентом суммы. Договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления клиента. После этого страховая компания в течение 10 дней обязана вернуть деньги: наличными или на карточку.
Считаем, что это прогрессивная норма, однако это не решит проблему отсутствия полиса ОСАГО, а наоборот, увеличит злоупотребление со стороны страховых компаний в выдаче полисов. Уже поступают жалобы от граждан, что страховые компании необоснованно повышают коэффициент при расчете стоимости полиса, что существенно повышает стоимость полиса.
За основу выдачи (заключения) полиса ОСАГО можно использовать алгоритм выдачи полиса обязательного медицинского страхования, т.е. в день обращения, в случае отсутствия бланка полиса, выдать гражданину временный полис, внести сведения в единый реестр, а через месяц получить полноценный документ. В тоже время временный полис должен иметь силу постоянного.
По итогам совещания принято решение направить в законодательный орган предложения направленны на внесении некоторых изменений в Федеральный закон РФ « Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».