Лед и пена – хлеб бармена. Кто и как обманывает в ресторанах и кафе
Обман в общепите – это довольно распространенное явление, от которого страдают и посетители заведений, и непосредственно их владельцы. Согласно статистике, до 35% ресторанов в России разоряются по причине воровитости персонала.
По словам президента федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, тяга к чужому – распространенное явление в отечественном общепите. Он утверждает, что в каждом заведении найдется 10% людей, которые будут воровать при любых условиях, а еще 80% украдут при появившейся возможности. Первый, кто страдает от воровства и обмана клиентов, – это владелец заведения. Украли у него – прямой убыток, обсчитали клиента – репутационные потери.
Смотрите внимательно счёт
Поводом для написания этой статьи явилось обыденное посещение кафе. Зашли с товарищами посидеть, заказали поесть-попить. Когда принесли счет, то я по старой привычке стал проверять заказ с фактически поданными блюдами. Пара блюд оказались вписанными. Такое происходит часто, особенно если вы пришли большой компанией.
Требуйте чек, а не только счет!
Один из самых распространенных способов мошенничества – это махинации со счетом и чеком. Вас должно насторожить, если вам принесли счет, написанный от руки на бумаге. Вероятнее всего цена блюд или напитков будет завышенной и отличаться от указанной в меню. К примеру, в нашем случае бутылка водки в счете «от руки» была обозначена в 700 рублей. После того как мы начали рассчитываться и попросили принести фискальный чек, стоимость беленькой снизилось до 500 рублей.
В приличных заведениях приносят пречек, отпечатанный термопринтером. Но и это не итоговый документ. Попросите принести фискальный чек, где указаны ИНН, наименование предприятия, номер ККМ. Пречек от чека также может отличаться по составу блюд, цене и итоговой сумме.
Наценки и скидки
Другим способом относительно честного отъема денег у обывателя могут быть наценка за обслуживание и непредоставление скидки в соответствии с заявленной заведением программой лояльности.
Наценка за обслуживание является незаконной, если в меню заведения она не обозначена. Более того, если она и обозначена, то ее тоже можно не платить.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия клиента оказывать дополнительные платные услуги. Строго говоря, работу официанта – «обслуживание» в отрыве от оказания услуги общественного питания - невозможно себе представить. Аналогичная норма содержится и в пункте 24 Правил оказания услуг общественного питания.
Тут все до первого прецедента в Ставрополе. Доказал же блогер Алферов, что запрет на фотосъемку в ресторане незаконен. Кто-то наверняка докажет, что и наценка без согласия клиента незаконна. Хотя и доказывать нечего – достаточно написать заявление в Роспотребнадзор или прокуратуру.
Многие заведения предоставляют скидки, например, в определенные часы. Однако официант может «забыть» о них, если вы дополнительно не поинтересуетесь и не попросите фискальный чек. Тут также выручает требование чека, поскольку во многих заведениях скидки в «счастливые часы» запрограммированы и автоматически учитываются при формировании чека.
Лед и пена – хлеб бармена
Классикой жанра служат махинации со спиртными напитками. Если возлияния пошли обильными, то вам могут принести более дешевый напиток, чем вы заказывали. Этого можно избежать, если заказывать напитки бутылками. Из этой же серии - использование тары для напитков, которая визуально увеличивает объем содержимого, а также льда. Некоторые бармены также не брезгуют изменением рецептуры коктейля за счет увеличения объема более дешевых составляющих.
Поварские штучки
Повара дают фору барменам. В частности, могут быть поданы остатки блюд, которые не доели другие клиенты. Другой трюк заключается в использовании дешевых ингредиентов вместо тех, что заявлены в меню блюда. Это особенно касается мяса и морепродуктов. Вместо говядины может быть подана свинина, обработанная должным образом, вместо натурального крабового мяса – крабовые палочки из сурими и т.п.
Существуют и десятки других способов обмана клиентов и владельцев ресторанов и кафе. Но о них мы напишем как-нибудь в другой раз.