Сомнительное качество жизни

Как потребители могут противостоять нечестному бизнесу

В канун Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечают 15 марта, в Ставрополе в помещении библиотеки им. Лермонтова (ГБУК «СКУНБ») по адресу: Ставрополь, ул. Маршала Жукова, 14 (3 этаж) состоялся круглый стол на тему «Качество повседневной жизни».

Целью круглого стола являлось всестороннее рассмотрение имеющихся проблем  на  потребительском рынке услуг, поиск их оптимального решения, обмен опытом, а также повышение правовой грамотности граждан-потребителей.  

В работе круглого стола приняли участие: Администрация города, Управление Роспотребнадзора по СК, Комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности торговле и лицензированию, Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, Прокуратура, Министерство здравоохранения, Министерство финансов по Ставропольскому краю.

Как оказалось, качество оставляет желать лучшего, не в последнюю очередь из-за чересчур предприимчивых коммерсантов, портящих репутацию всему бизнесу.

«Ежегодно к нам поступают тысячи обращений, и большинство связано с такими сферами, как розничная торговля, банковская деятельность, услуги связи, - перечисляет заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по СК Ольга Стрельникова. - Люди жалуются на продажу товара и предоставление услуг ненадлежащего качества, нарушение сроков договоров и включение в них условий, нарушающих права потребителей. Да, в некоторых случаях удается урегулировать конфликт в досудебном порядке, но, к сожалению, далеко не всегда».

Мелочь, а неприятно

Понятно, что, когда речь идет о крупном ущербе, человек станет отстаивать свои интересы до последнего, но вряд ли кто-то включится в бумажную волокиту из-за маленьких сумм. «Увы, на это рассчитывают даже очень известные компании. Навязывание услуг процветает, в частности, у операторов связи. Знаю случай, когда человек купил сим-карту с предоплаченным тарифом, а спустя недели три ему пришло уведомление о нехватке средств на счете, - рассказывает доцент кафедры гражданского права и процесса СКФУ Марина Бычко. - Как оказалось, к данному тарифу была подключена услуга «Вам звонили», которая действовала бесплатно только 7 дней. Никто потребителя о ней не предупредил. После запроса на сайте ответ пришел с адреса автоматической рассылки, обратная связь с которым невозможна. В салоне связи тоже внятно ситуацию не прокомментировали. Да, из-за нескольких десятков рублей человек судиться не станет. Но в масштабе страны прибыль у компании получается очень существенная».

В этом случае Марина Стрельникова порекомендовала пострадавшему написать жалобу в Роспотребнадзор, чтобы появились основания для официальной проверки. Кстати, на заметку потребителям: жалобы писать надо, времени это займет немного, но результат вполне может оказаться положительным.

Старые уловки

К сожалению, когда добросовестные бизнесмены даже в кризис пытаются привлечь потребителей качеством своих товаров и услуг, их «коллеги» вовсю пользуются сложной экономической ситуацией.

«О косметических компаниях, заманивающих бесплатными процедурами и при помощи психологического воздействия навязывающих дорогостоящую продукцию, не говорил только ленивый. В судебном порядке такого рода договор расторгнуть невозможно, так как косметика надлежащего качества обмену и возврату не подлежит. В середине прошлого года фирмы изменили принцип работы», - рассказывает председатель правления Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей Лейла Сароян.

Люди после посещения процедур уходят с заключенными на руках кредитными договорами якобы на оказание услуг стоимостью 35-67 тыс. рублей. Согласно своей правовой основе такой договор может быть расторгнут. Однако, когда потребители действуют в досудебном порядке, они сталкивается с затягиванием процедуры, в результате чего несут убытки: оплачивают финансовым организациям проценты за пользование кредитом (от 1-3 месяцев). Также компании взимают с клиентов деньги за разработку плана по оказанию услуг (от 3,5-6,8 тыс. рублей).

Банки, микрофинансовые организации включают в договоры по предоставлению потребительского кредита незаконные комиссии и проценты. Несмотря на привлечение их к административной ответственности, нарушения продолжаются.

«Поэтому есть предложение за выявленные в течение года неоднократные однотипные нарушения ввести ответственность: в первый раз привлечь к минимальной административной ответственности, во второй - увеличить ее в 2 раза, а после неоднократных прецедентов приостановить деятельность компании на 30 суток», - комментирует Лейла Сароян.

Как исправить

Много обращений к правозащитникам связано с тем, что ряд фирм, получив деньги (как предоплату, так и полную стоимость) за товар либо услугу, не исполняют обязательств по договору. По факту организация не ликвидируется, просто эти же учредители открывают другие общества, ИП и работают по прежнему сценарию. Суд определяет взыскать или вернуть средства гражданину, но исполнить решение невозможно из-за недействующего финансирования. «Мы предлагаем запретить собственнику хозяйствующего субъекта открывать иные организации либо вносить изменения в наименование и ИНН, пока над ними висят неисполненные обязательства по решению суда», - комментирует Лейла Сароян.

Все большую популярность приобретает торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети, то есть на дому или на улице. Недобросовестные бизнесмены вводят в заблуждение людей, особенно преклонного возврата, рекламными акциями, «льготными» ценами, ссылаются на фиктивные федеральные программы и реализуют товары по завышенным ценам.

«Ситуацию можно исправить, если повышать финансовую грамотность людей, - считает заместитель министра финансов Ставропольского края Юрий Суслов. - Исследования показали, что около 60 процентов граждан не имеют сбережений, большинство предпочитает хранить деньги дома, едва ли не половину месячного дохода тратят на выплату кредитов. В то же время люди платят налоги, но понятия не имеют о социальных налоговых вычетах. Поэтому в ряде регионов начала действовать программа для формирования правовой грамотности населения в сфере финансовых услуг».

Впрочем, просвещение, конечно, вещь хорошая, но для сбережений и вкладов нужен соответствующий доход. А пока надо научить людей различать мошенников и отстаивать свои права, чтобы эффективно работал только честный бизнес.

http://atvmedia.ru/video/

http://www.stavropolye.tv/society/view/91040

https://www.youtube.com/watch?v=NmwPR5MYZM8

https://www.youtube.com/watch?v=3rTxTll_82E