Отсутствие полиса ОСАГО не является поводом для невыдачи

18 апреля 2014 года в Генеральной прокуратуре состоялось рабочее совещание с участием представителей Центрального банка Российской Федерации, Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы по вопросу осуществления государственного контроля в сфере страхования. Целью совещания было обсуждение и выработка консолидированной позиции надзорных ведомств по ситуации, сложившейся в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), о которой Роспотребнадзор официальным письмом проинформировал Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы с 2013 года в увеличивающемся количестве поступают обращения с жалобами на действия страховщиков, фактически препятствующих гражданам страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Между тем в установленную сферу деятельности Роспотребнадзора не входит непосредственное решение вопросов, связанных с исполнением гражданами их законной обязанности заключить договор ОСАГО, а территориальным органам Роспотребнадзора не представляется возможным принятие мер административного реагирования за несоблюдение Закона об ОСАГО к страховщикам, препятствующим гражданам в какой-либо форме в реализации ими этой своей обязанности.

С учетом данного обстоятельства гражданину имеет смысл направлять мотивированное обращение в Роспотребнадзор (его территориальные органы) лишь тогда, когда суть его претензий касается не заключения договора ОСАГО как такового, а попыток страховщика к уже заключенному договору ОСАГО навязать заключение других возмездных сделок, в частности, договоров добровольного страхования КАСКО и т.п. К обращению необходимо приложить (при наличии) документированные свидетельства в обоснование аргументов заявителя (копию договора об ОСАГО и других договоров, копии чеков и т.д.).

В случае попытки отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО в связи с якобы отсутствием бланков полисов обращение следует направлять в Центральный банк Российской Федерации (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12) или в региональные подразделение Банка России, информация о которых размещена на его сайте по адресу:http://www.cbr.ru/regions/.

Кроме того, гражданин вправе адресовать интересующий его вопрос в прокуратуру по месту жительства, поскольку в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» осуществляет общий надзор за исполнением законов, в том числе, со стороны органов управления и руководителями коммерческих организаций, равно как и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Источник: http://www.potrebitel.net/main/news/74569/

Р.S. Ловите на крючок. Советуем оформлять ОСАГО с диктофоном и камерой

Брать с собой в страховые компании диктофон или видеокамеру — такой совет дают воронежцам специалисты Роспотребнадзора. Дело в том, что страховщики при оформлении полиса ОСАГО навязывают клиентам услуги, о которых они не просили, но доказать это впоследствии практически невозможно.
Идете за страховкой — прихватите диктофон. Такой совет воронежцам дал на недавней пресс-конференции руководитель территориального управления Роспотребнадзора. С начала этого года в ведомство поступили десятки жалоб на действия страховых компаний: люди приходят оформлять полис ОСАГО, а им навязывают услуги, о которых они не просили, — страхование жизни, здоровья, имущества. А если клиент не согласен, то и автостраховку под разными предлогами отказываются оформлять. Деваться некуда: без ОСАГО автомобиль не подлежит регистрации в ГИБДД и управлять без страховки им запрещено. Вот люди и переплачивают вдвое, а то и втрое, лишь бы полис поскорее получить. При этом, говорят в Роспотребнадзоре, на словах доказать, что услуги были навязаны, практически невозможно: при проверках страховщики уверяют, что клиент оформил все бумаги абсолютно добровольно. Ведь его подпись под договором уже стоит и деньги уплачены.

В данной ситуации даже нельзя выделить какую-то одну конкретную компанию, которая бы допускала такие нарушения особенно часто, — жалобы поступают на всех без исключения страховщиков. Они же в свою очередь ссылаются на то, что головные офисы их компаний находятся в Москве и все предписания по поводу работы поступают им оттуда. Или же, когда мы приходим к ним с проверкой, утверждают, что люди страхуются исключительно добровольно, и никто им ничего не навязывает. Ну или что клиент «всё не так понял». При этом доказать обратное, и как-то привлечь к ответственности страховщиков за подобный навязчивый сервис довольно трудно: сказываются пробелы в законодательстве.

Страховщики, предлагая довесок к полису ОСАГО, проявляют чудеса изобретательности. Самая распространенная дополнительная услуга — страхование жизни (в разных компаниях она стоит от 1 тыс. до 3 тыс. рублей), далее идут страхование от несчастного случая, страхование недвижимости (квартиры или дачи), предложение купить еще и полис каско. В некоторых регионах страховщики проявляют креатив: например, в Сибири с началом весенне-летнего сезона в ходу страховки от укуса энцефалитного клеща (250–700 рублей в зависимости от программы), так что в дополнение к полису ОСАГО предлагают еще и их.

Но самой распространенной отговоркой страховщиков, о которой SmartNews уже рассказывал в связи с ситуацией, сложившейся в Волгограде, было и остается якобы отсутствие бланков для полисов ОСАГО. Ну а далее — всё по тому же сценарию: для ОСАГО — нет, но если будете оформлять некую «расширенную страховку» — найдутся. Интересно при этом, что, когда корреспондент SmartNews поинтересовался сначала в воронежском филиале страховой компании, а затем в ее московском головном офисе, куда же подевались бланки и когда они наконец будут, в обеих конторах сослались друг на друга: в Москве — на Воронеж, а в Воронеже — на Москву.

На данный момент мы страховку ОСАГО не оформляем — нет бланков. Почему нет и когда появятся — не знаю. Откуда эти бланки вообще берутся? Ну, не знаю, наверное, из Москвы. Звоните туда. - Татьяна Р., специалист воронежского филиала компании «ВТБ Страхование»,

Я не обладаю информацией, почему вдруг в Воронеже нет полисов ОСАГО. Этот вопрос надо воронежскому филиалу и задать. Позвоните, пожалуйста, в наш воронежский филиал — там, думаю, вам пояснят ситуацию. - Ольга Н., специалист федерального контакт-центра компании «ВТБ Страхование» (Москва),

В воронежском Роспотребнадзоре советуют следующее. Если время терпит, можно еще до самого первого общения со страховой компанией запросить у нее официальные письменные разъяснения условий выдачи полиса ОСАГО и уже с этой бумагой идти за автостраховкой. Ну или в другое ведомство, если описанные страховщиками условия явно противоречат закону. Другой совет — вести аудио- или видеозапись разговора с сотрудником компании. Кстати, если страховая компания отказывается заключать договор ОСАГО только потому, что клиент не желает платить за дополнительные услуги, ей по статье 10 закона «О защите конкуренции» может грозить штраф от 300 тыс. до 1 млн рублей. Ну а отзывы клиентов страховщиков на специализированном портале доказывают: нарушения с продажей полисов ОСАГО есть во всех без исключения компаниях.