Истина познаётся в суде

В Ставрополе давно начали появляться общественные организации, ставящие перед собой задачу защиты прав потребителей. Но до сих пор прецеденты, когда в судебном порядке потребитель добивался признания своих прав,
в прессе освещаются не очень широко.

“В последнее время,?— рассказывает председатель правления Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей Лейла Сароян,?— поток жалоб потребителей увеличился многократно. В основном ставропольцы недовольны качеством приобретенных товаров и тем, как продавцы товаров и услуг выполняют свои договорные обязательства. Чаще всего это касается производства мебели и продажи мобильных телефонов”.
Но потребитель может попасть впросак, воспользовавшись услугами, к примеру, юридической конторы. И один из таких случаев освещался по местному ТВ. Доживший до весьма почтенного возраста ставрополец решил нанять адвоката, чтобы добиться через суд выплаты материальной компенсации за погибшего сына. Не тратя много времени на поиски, пенсионер заключил договор на представление его интересов в суде с ООО “НОРМА-СТ”. Ссылаясь на “высокие” связи, в этой компании пообещали благоприятный исход дела с выплатой ему Министерством финансов РФ суммы размером 5 млн рублей. За свои услуги запросили 114 тыс. руб., которые и были уплачены. Однако время шло, а юридическая фирма даже не начала порученную ей работу, клиента лишь кормили пустыми обещаниями. Когда терпение 88-летнего пенсионера лопнуло, он обратился в организацию по защите прав потребителей, а затем и в суд. Руководство ООО “НОРМА-СТ” не стало себя утруждать посещением судебного заседания, и дело рассматривалось в отсутствие его представителя. В итоге договор истца с фирмой был расторгнут, и в его пользу взыскали не только уплаченный гонорар, но и неустойку, компенсацию морального вреда и штраф. Таким образом, незадачливым юристам эта история обошлась в кругленькую сумму.

Уже несколько лет, как россияне плотно подсели на потребительские кредиты, и тех, кто остался доволен сотрудничеством с банком, практически нет. Дело даже не в том, что с нас берут грабительские проценты, банкиры умудряются еще и облапошить доверчивых клиентов. Вот один из примеров. Ставропольчанка взяла так называемый экспресс-кредит в КБ “Ренессанс Капитал” и лишь спустя какое-то время с удивлением выяснила, что с нее взимают страховую комиссию за присоединение к программе страхования клиента. Общая сумма комиссии составляет 15,6 тыс. рублей. В добровольном порядке банк не посчитал нужным устранить это “недоразумение”, так что потребителю пришлось идти в суд. Решением суда с КБ “Ренессанс Капитал” в ее пользу взысканы вышеуказанная комиссия, компенсация морального вреда, пеня, штраф.

“Ситуацию с правовой неграмотностью большинства наших граждан спасает то,?— считает Лейла Сароян,?— что в соответствии с постановлением Верховного суда РФ №17 от 18.07.2012 года потребитель освобожден от необходимости доказывать свою правоту. Бремя доказательства обстоятельств целиком ложится на продавца, который к тому же оплачивает услуги представителя истца, если дело проиграно. До недавнего времени российские суды выносили решения в пользу потребителя и в тех случаях, когда он подписывал договор, не разобравшись в его сути. Но с утверждением Президиумом ВС РФ 22 мая 2013 года обзора судебной практики об исполнении кредитных обязательств это прекратилось”.

По самым скромным подсчетам ежедневно ставропольцы приобретают тысячи мобильных телефонов. Возможно, именно в силу большого количества сделок купли-продажи этих высокотехнологичных устройств число недовольных покупателей неизменно остается высоким. Вот один из самых распространенных случаев. Ставрополец, клиент ЗАО “Русская телефонная компания”, стал обладателем новенького телефона, не очень дорогого, но и не самого дешевого. Очень скоро в мобильнике обнаружился дефект, и его по гарантии отремонтировали, потом еще один дефект, снова отремонтировали... И так 5 раз подряд. Требования потребителя вернуть деньги за товар ненадлежащего качества выполнены не были, и он решил проблему в судебном порядке. Решением суда с ЗАО “Русская телефонная компания” в пользу истца были взысканы полная стоимость телефона, компенсация морального вреда, пеня и штраф. Сумма в итоге тоже получилась немаленькая.

Сегодня многие предпочитают заказывать мебель у местных производителей, так и дешевле, и у покупателя есть возможность получить товар, максимально соответствующий его требованиям. Но и в этих случаях потребителя часто доводят до белого каления, прежде чем он получит желанный гарнитур. Одна из жительниц Ставрополя сделала заказ в ООО “Мастер Мебель”, внесла предоплату и стала ждать доставки мебели, обещанной по истечении 2 недель. Прошел месяц, другой, третий... На требования вернуть деньги в этой фирме никак не отреагировали и, когда выполнят заказ, внятно объяснить не смогли. Потребителю оставалось одно?— обратиться в суд, по решению которого договор с мебельщиками был расторгнут и в пользу заказчицы взысканы сделанная ею предоплата, неустойка, компенсация морального вреда и штраф. ООО “Мастер Мебель” также обязали заплатить за пользование чужими деньгами.

“Бывает и такое,?— отмечает Лейла Сароян,?— что потребители сами себе создают неприятности. Очень многие не считают нужным внимательнее ознакомиться с договором, по которому предоставляются услуги, подписывают его, вообще не читая. Другие искренне думают, что всем устным обещаниям продавца можно верить, тогда как не прописанные в документе условия сделки никто выполнять не обязан. Но даже если вы несете часть ответственности за ситуацию, когда вас обманули, не стоит опускать руки. Сначала обязательно попытайтесь разрешить ее с продавцом товаров и услуг, но только путем написания заявления на имя его руководителя, а не устно. И если ваши претензии не будут услышаны, идите к правозащитникам”.

Источник: http://www.business-st.ru/index.php/spisok-statei/20-vashe-pravo/5859-is...