Потребитель почти всегда прав

Потребителя порой называют слабым звеном в рыночных отношениях. Хотя следует признать, что все чаще на его стороне оказываются суды, да и постоянно появляется информация о том, как не дать себя обмануть. На прошлой неделе, в канун Дня защиты прав потребителей, состоялась пресс-конференция, где шла речь о том, как же из слабого звена стать сильным.

“Если проанализировать работу нашего ведомства за последние 3 года, то станет понятно, что количество обращений граждан заметно выросло — больше чем на 20 процентов. Так, в 2010 году около 30 процентов жалоб касалось сферы услуг, а 70 процентов — товаров. В 2012 году соотношение было 49 процентов и 51 процент соответственно. Часто граждане обращаются не с конкретными жалобами, а спрашивают совет, как поступить в той или иной ситуации, пусть и гипотетической,?— рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Рос¬потребнадзора по СК Михаил Костюков.?— Проблема в том, что многие дела можно решить только через суд, но радует тот факт, что он больше чем в половине случаев становится на сторону потребителя. Только в прошлом году по решениям суда удалось вернуть около 14 миллионов рублей. А в июне 2012 года было принято действительно революционное решение пленума Верховного суда “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”, в котором четко разъяснены многие правовые моменты и в числе прочего внесена ясность в отношении штрафов. Так, суд обязал продавца при отказе в законном удовлетворении прав потребителя выплатить 50 процентов от суммы иска в адрес последнего, даже если тот не заявлял об этом”.

“Действительно, большинство судов выиграть реально, другое дело, что для этого потребуется немало времени. Впрочем, как свидетельствует наш опыт, многие вопросы можно решить в досудебном порядке, правда, в основном это касается компаний, находящихся в крае. С теми, у кого головные офисы расположены, к примеру, в Москве, сложнее. С помощью нашей организации в досудебном порядке удалось вернуть 1 миллион 210 тысяч рублей,?— делится опытом председатель Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей Лейла Сароян.?— Что касается сферы финансовых услуг, если раньше люди жаловались на скрытые комиссии, то сейчас, после их отмены, актуальной стала проблема страховок”.

По мнению Лейлы Сароян, официально очень сложно доказать, что организации их навязывают, хотя по факту так и есть. Менеджер обещает, что страховку оплачивать не придется, однако после подписания договора выявляется ее наличие. Человек просто физически не смог понять несколько страниц сложно составленного текста.

Но не нужно думать, что всю правозащитную работу за потребителя выполнят госорганы или общественные объединения. “Есть определенная процедура, прописанная в законе. Так, сначала нужно обратиться к продавцу товара или исполнителю услуги. Имеются сроки рассмотрения претензий, и уже после получения отказа следует обращаться к нам”,?— объясняет Михаил Костюков.

Кстати, еще один немаловажный момент: кто несет ответственность за бракованный товар — продавец или производитель? “В первую очередь продавец, даже если брак обнаружится в закрытой коробке, но бывает, что претензию предъявить некому: фирма-реализатор прекратила свое существование. Тогда стоит связаться с производителем,?— комментирует Михаил Костюков. — Здесь учитывается заявленный срок службы товара, и если продукция содержит заводской брак, то изготовитель несет ответственность. Кстати, есть у нас компания по продаже бытовой техники, которая едва ли не каждые 2 года меняет названия, и получается, что по документам продавца уже нет. Мы связывались с производителями товаров, и, как правило, возникающие вопросы удавалось решить”.
“В любом случае потребителю нужно не самоустраняться, а постараться объективно оценить ситуацию, и если он понимает, что его права нарушили, то не оставлять попыток их защищать”,?— резюмирует Лейла Сароян.

Онлайн-трансляцию пресс-конференции можно смотреть на сайте ГТРК «Ставрополье».

Источник: http://www.stavropolye.tv/videoarchiv/pc/view/55365